Моральная ценность права (моральность) права

Моральная ценность права (моральность) права

МОРАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ПРАВА (МОРАЛЬНОСТЬ) ПРАВА — свойство права, выражающее его нравственное обоснование (соответствие моральным ожиданиям, представлениям людей, его гуманистическая направленность и пр.). Влияние права на мораль, его (права), так сказать, моральный долг заключается в том, чтобы утверждать и проводить в жизнь требования социальной справедливости, выступать гарантом прав и свобод, инструментом утверждения приоритетов и ценностей личности. «Закон, — как подчеркивал Иммануил Кант,- предписывает не только легальность, но и моральность».

Влияние морали на право придает ему моральную направленность. Моральная ценность права заключается в том, что его нормы и институты призваны юридическими средствами и механизмами гарантировать действенность прав и свобод человека и гражданина, обеспечить возможность пользования ими, исключить произвольное вмешательство в частную жизнь и сферу личной свободы. Моральный долг права заключается в том, чтобы утверждать и проводить в жизнь требования социальной справедливости. В этом смысле право должно стать выражением «нормативно закрепленной справедливости» (Р. З. Лившиц).

Право должно отвечать требованиям морали: прежде всего — общепринятым, общечеловеческим и элементарным требованиям, соответствующим основным началам христианской культуры или культур, однопорядковым по моральным ценностям (конфуцианству, буддизму, исламу). При этом элементарные общечеловеческие требования, основанные на Христовых заповедях («не укради», «не убий» и др.) принципиально важны для права и получают в нем глубинное выражение.

Решающим постулатом права является воплощение в нем требования справедливости, равной меры и равного юридического подхода, которое в юридической области трансформируется в важнейшее правовое начало — необходимость равновесности, равенства всех перед законом и судом, а отсюда справедливого права и справедливого его торжества в практических делах и конфликтах — правосудия. Моральность права и в первую очередь выражение в нем начала справедливости выдает генетическую общность права и морали. Эта общность и единство относятся не только к регулятивным свойствам права, т.е. содержанию законов, но и практике их реализации.

Моральные требования непосредственно «вплетены» в «ткань» права. В частности, нравственные нормы включены в регламентацию правил допроса, личного обыска, освидетельствования, следственного эксперимента. Так, следственный эксперимент возможен только при условии, если его проведение не связано с унижением чести и достоинства участвующих в нем лиц и окружающих и не создает опасности для их здоровья (ст. 183 УПК). Необходимость учитывать моральные требования возникает также при установлении следователем обязанности принять меры попечения о детях и охраны имущества заключенного под стражу (ст.ст. 150, 172, 181 УПК РФ) и др.

Множество так называемых оценочных положений («грубая неосторожность», «исключительный цинизм», «оскорбление» и др.) могут приобрести необходимую определенность и реальное юридическое действие только на основании моральных критериев и моральных оценок. С учетом этих критериев и оценок решаются принципиальные вопросы при разрешении юридических дел, связанных с назначением юридической ответственности, размера возмещения нематериального вреда, расторжением брака, лишением родительских прав и т.д.

Одним из каналов воздействия морали на право является закрепление в законодательстве определенных нравственных требований к лицам, применяющим право. Так, уголовно-процессуальный закон формулирует нравственные требования присяжным заседателям в их клятве, требуя «честного» и «беспристрастного» исполнения ими обязанностей, разрешения дела «по своему внутреннему убеждению и совести, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку» (ст. 443 УПК РФ).

В соответствии со ст. 4 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» судьей может быть гражданин, не допустивший порочащих его поступков. А ст. 3 указанного Закона требует, чтобы судьи при исполнении своих полномочий и во внеслужебных отношениях избегали всего, что может подрывать авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызывать сомнения в его субъективности, справедливости и беспристрастности.

Из этого следует, что право — явление глубоко морального порядка и его действие невозможно без прямого включения в ткань права моральных критериев и оценок. Сближение права и морали вместе с тем не означает, что право должно превратиться в саму мораль. Такое сближение имеет свои границы, за пределами которых право рискует утратить свою уникальность и самобытный характер.


Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС. . 2003.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Моральная ценность права (моральность) права" в других словарях:

  • Глава 8. Право в системе нормативного регулирования — Глава 8 ПРАВО В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Система нормативного регулированияСоциальная нормаМораль (нравственность)Взаимосвязь права и морали …   Элементарные начала общей теории права

  • Нрав — Этика  (греч. ἠθικόν, от др. греч. ἦθος  этос, «нрав, обычай»)  исследование первопричин морали. Этика есть учение о морали и о нравственности. В Викисловаре есть статья «этика» Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области …   Википедия

  • Нравы — Этика  (греч. ἠθικόν, от др. греч. ἦθος  этос, «нрав, обычай»)  исследование первопричин морали. Этика есть учение о морали и о нравственности. В Викисловаре есть статья «этика» Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области …   Википедия

  • Философия морали — Этика  (греч. ἠθικόν, от др. греч. ἦθος  этос, «нрав, обычай»)  исследование первопричин морали. Этика есть учение о морали и о нравственности. В Викисловаре есть статья «этика» Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области …   Википедия

  • Этика — I. Предмет этики и ее основные направления. II. Исторический очерк этических учений. III. Этика как философская дисциплина. I. Этика (от греч. ήθος нрав) или мораль (от лат. mos нрав) в узком смысле слова значит учение о нравственном. Так как все …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • История этики — История этики  история этических теорий. Содержание 1 Возникновение 2 Сократ 3 Идеалистическое направление: Платон …   Википедия

  • МОРАЛЬ — (от лат. moralitas, moralis, mores традиция, народный обычай, позднее нрав, характер, нравы) понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и… …   Философская энциклопедия

  • СВОБОДА ВОЛИ — понятие европейской моральной философии, окончательно оформившееся у И. Канта в значении интеллигибельной способности индивида к моральному самоопределению. В ретроспективном плане (до или посткантовские теории) термин «Св.» можно рассматривать… …   Философская энциклопедия

  • ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА — проблема, выраженная в известной максиме «Цель оправдывает средства» и связанная с ценностным аспектом отношения Ц. и С. и, соответственно, с выбором и оценкой средств в целесообразной деятельности. Относительно решения этой проблемы в популярной …   Философская энциклопедия

  • КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… …   История Философии: Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»